Вернуться к журналу

«Кричать нельзя, разговаривать». Позитивная дисциплина. Что это такое?

Позитивная или положительная дисциплина – это принцип воспитания, который предполагает, что дети рождаются хорошими, с желанием поступать правильно.

Психологи обнаружили, что позитивное воспитание повышает уверенность детей, предоставляет им инструменты, необходимые для принятия правильных решений. Это воспитывает их здоровую самооценку, творческий потенциал, веру в будущее и способность жить в обществе.

Собственно, цель метода состоит в том, чтобы воспитать человека, который следует порядку, уважает других не из-за страха, а потому, что это правильно. Основной акцент делается на понимании и обучении, а не на страхе или угрозах.

Вот основные принципы положительной дисциплины:

1. Выясняем причины плохого поведения или проступка и объясняем последствия. У негативного поведения всегда есть причина. Поведение – это симптом, как насморк при простуде. Например, ребенок начал ходить в детский сад и процесс сборов утром вводит Вас в «ярость». Однако после тщательного анализа этой ежедневной войны можно понять, что он капризничает и не хочет собираться, потому что ребенку слишком быстро изменили режим дня (стали раньше вставать), все утренние процедуры происходят в спешке, а одежда такая неудобная, да еще мама постоянно нервничает и повышает голос.

2. Будьте последовательны. Хотя мы не всегда можем контролировать происходящее в жизни, лучше поддерживать постоянный распорядок в вашем доме. Как бы удивительно это не звучало: детям нужна рутина и последовательность. Напоминая малышам о правилах, следует говорить с ними без давления, используя дружелюбный тон. Соблюдайте распорядок каждый день. Сохраняйте тот же график в выходные и праздничные дни. Таким образом, не придется испытать откат, который произойдет в понедельник утром.

3. Поощряем и хвалим за хорошее поведение и поступки. Вместо того чтобы концентрироваться на плохом поведении и наказаниях, уделяем больше внимания хорошим поступкам и ежедневным маленьким достижениям ребенка. Например, можно похвалить ребенка, если он спокойно перенес поход к врачу.

4. Сохраняйте спокойствие. Вы не в силах контролировать своих детей, но можете управлять своими реакциями. Когда вы оказываетесь в стрессовой ситуации, скажите себе, даже произнесите это вслух: «мое терпение испытывает неприятности». Это даст осознание эмоции, что состояние турбулентности временное, оно скоро пройдет. На самом деле, установлено, что «желание взорваться» длится всего 90 секунд. Поэтому остановитесь, и вспомните, что это временная эмоция.

5. Учим ребенка выражать свои чувства словами. Если ребенок начинает кричать, закатывает истерику, не наказываем его, а говорим с ним, учим выражать свои негативные чувства словами. Например: «Вижу тебя что-то разозлило/ Вижу ты расстроился/ Вижу ты обижен» и т.д.

6. Привлекаем ребенка к принятию решений. Так, мы даем ребенку почувствовать себя ответственным и ценным членом семьи. Например, вместе с ребенком можно обсудить расписание дня и дела, чтобы он сам почувствовал свою активную роль.

7. Даем возможность исправить ошибки. Наказание не идет во благо ни ребенку, ни родителю. А если мы попросим ребенка сделать что-то хорошее взамен, это поможет ему осознать ошибки и извлечь из них уроки.

8. Следите за своими словами и действиями в отношении ребенка. «Тебе уже 6 лет, будь взрослее», «Грязный, как свинья, иди умойся», «Почему ты не умеешь себя хорошо вести? Это так сложно?». Произносили вы слова, подобные этим? В них обидная подтекстовка. Они заставляют детей чувствовать себя плохо. Подобные утверждения могут укорениться в них и навсегда повлиять на самооценку. Так родители укрепляют детскую идентичность, что они никудышные. И если ребенок думает, что он плохой – будет действовать соответственно.

9. Откажитесь от телесных наказаний. Дети, которые неоднократно подвергались телесным наказаниям, склонны к более агрессивному поведению, повышенному риску когнитивных проблем. И, да, щлепок по попе – это тоже телесное наказание.

3 людям нравится эта запись

Оцените статью: