Вернуться к журналу

Прикорм, выбираемый ребенком. В чем смысл концепции?

 prikorm-1.jpg    

В последнее время становится распространенной практика введения прикорма в противовес традиционной «Baby-led weaning (BLW)» - прикорм, выбираемый ребенком.  Данный метод в нашей стране пока не популярен, именно поэтому предлагаем ознакомиться с его особенностями.

Основное в BLW – ребёнок с самого начала прикорма получает пищу с общего семейного стола и ест сам.  Упор делается не на «накормить ребёнка», а на то, что ребёнок знакомится с разнообразными продуктами, их вкусом и консистенцией.
Основной признак готовности к прикорму: ребёнок может сам взять еду и положить в рот, а также может сидеть сам или с небольшой поддержкой. 

Согласно концептуальной структуре, этот метод предлагает детям возможность выбора:

·         когда начинать еду;

·         что они будут есть. Пища выбирается среди здоровых вариантов, предлагаемых их родителями;

·         ритм еды;

·         количество пищи, которое будет приниматься при каждом приеме пищи.

Правила BLW:

·         Введение прикорма следует начинать с мягких фруктов и овощей. Твердые продукты следует подавать в «слегка приготовленном» виде, чтобы малыш мог их кусать и жевать деснами.

·         Продукты необходимо подавать кусочками размером с палец, чтобы малышу было удобно держать их в руке, или натирать на крупной терке.

·         Не торопите малыша во время приема пищи – он сам выбирает ритм и темп (согласно концепции).

·         Следует предлагать еду в то время, когда Вы едите сами – совместные приемы пищи способствуют улучшению пищевого поведения, при этом ребенок берет пример с Вас. 

·         Не оставляйте малыша наедине с едой.

·         Если малыш отказывается от еды (на что он имеет право) – не заставляйте. Возможно, он уже наелся, или просто не «созрел» для определенного продукта (предложите его в следующий раз).

Интересным моментом в данной концепции является использованием ложки. Все мы привыкли, что при стандартном введении прикормов её использование обязательно. Но в концепции BLW использование ложки допускается только самим малышом, но, ни в коем случае родителем, поскольку во втором случае Вы все-таки навязываете темп, ритм и объем кормления, что противоречит теории. Также следует помнить, что когда малыш ест самостоятельно – он развивает навыки мелкой моторики. Поэтому, если уж ложка – то только когда малыш сам способен её держать.

Что говорит наука?

Данная методика активно изучается с точки зрения влияния на пищевое поведение ребенка. Показано, что младенцы, отнятые от груди с использованием подхода BLW, ориентированного на ребенка, были значительно более чувствительны к сытости и менее склонны к избыточному весу, по сравнению с теми, которых отняли от груди, используя стандартный подход.

Morison B.J. и коллеги (2018 г.) показали, что группа детей с BLW имела большее разнообразие в продуктах питания через 24 месяца, по сравнению с группой стандартного введения прикорма.

Помимо этого, показано, что BLW способствует лучшему развитию тонкой моторики и развитию устной речи.

И все-таки, нам пока трудно отказаться от традиционного подхода к введению прикорма. Однако Вы всегда можете попробовать сочетать традиционный подход и более современные методики, опять же – если Вы сами к этому готовы, поскольку для BLW требуется не только готовность малыша, но и психологический настрой родителей. Если Вы выбираете этот подход – удачи! И делитесь своим опытом с нами.

 


5 людям нравится эта запись